10 августа 2011

Система охлаждения. Охлаждающая жидкость Toyota Prius Hibrid

posted in Эксплуатация и ремонт |

По бензиновому мотору все как у всех машин – помпа с механическим приводом.

По гибридному приводу есть на что обратить внимание.

Немного теории.

В Приусе две системы охлаждения – одна, как на обычных автомобилях имеет контур:  ДВС/отопитель салона/радиатор. Вторая система охлаждает гибридную часть Приуса, а именно силовую установку с электромоторами и инвертор. Инвертор – это такая серебристая коробка рядом с бензиновым мотором, которая бросается  в  глаза при открывании капота. Жидкость в гибридном контуре циркулирует за счет дополнительной электропомпы, которая расположена за левой передней фарой. Два контура охлаждения работают автономно и имеют свой обьем охлаждающей жидкости и соответственно два расширительных бачка с контролем уровня жидкости.

Что должно волновать владельца Приуса при контроле системы охлаждения?

  1. Наличие охлаждающей жидкости (контроль через прозрачные стенки расширительных бачков по меткам нижнего/верхнего уровня)
  2. Циркуляция жидкости в гибридном контуре
  3. Проверка точки замерзания охлаждающей жидкости

Почему я делаю акцент именно на гибридном контуре? Дело в том, что прекращение циркуляции в гибридном контуре (остановка помпы, завоздушивание контура) приводит к перегреву инвертора с последующим выходом из строя оного. Инвертор, напомню – преобразует постоянный ток от тяговой батареи в переменный, для подачи переменного  тока на тяговый электромотор.  Если в зимний период при отсутствии циркуляции жидкости Приус может себя чувствовать довольно не плохо, то при наступлении летней жары теплоотвод крайне необходим. Как показывает опыт, слабым местом в системе охлаждения Приуса оказалась электропомпа охлаждения гибридной установки. По опыту владельцев, конец  ей приходил после 90-100 тыс км пробега  (индивидуально, у каждого по разному естественно, но тенденция наметилась) Если учесть, что Тойота заявила о гарантии на гибридную часть в 160 тыс. км, то данный вопрос производитель не мог оставить без внимания. Таким образом появилась Сервисная кампания по замене данного узла. Подробности о моей замене помпы по Сервисной компании от Тойоты читать тут.

И так по пунктам: 

1.  Жидкость залитая на заводе имеет название Super Long Life Coolant (SLLC) и обладает оригинальным розовым цветом. Не надо путать цвет родного антифриза с красным  LLC  и тем более смешивать эти антифризы. Дело в том, что оригинальный антифриз рассчитан на длительную эксплуатацию – первая замена регламентирована через 160000 км, последующая через 80000 км и отличается пакетом присадок от обычного красного антифриза.

Если доливать красный LLC, то только чтобы доехать до сервиса и сделать полную замену, то есть кратковременное использование допускается, но не более.

Емкость контуров охлаждения бензинового двигателя:

Приус с левым рулем 5,5 л

Приус с правым рулем  5,3 л

Система охлаждения гибридной установки  2,7 л

Если автомобиль имеет в комплектации термос – прибавляем еще 2 л

 

Второй пункт – диагностируется визуально, при включении гибрида должна быть циркуляция в расширительном бачке гибридной системы охлаждения. Если глазам веры нет ;-) ,  то можно засунуть руку за левую фару и дотронуться до электронасоса пампы охлаждения — на шлангах будет вибрация и слышен гул.

Третий пункт – проверка точки замерзания. Я замер делал прибором в сервисе. У меня в контуре бензинового мотора точка замерзания -24, в контуре гибридной установки -30.

Так случилось, что я долго не мог найти жидкость SLLC в мелкой таре для приведения точки замерзания до наших условий эксплуатации. Как оказалось позже данная жидкость у нас продается только в канистрах по 20 л. Пока искал жидкость на доливку, так как пробег позволял не делать полную замену, грянули морозы. Сначала я запаниковал, антифриз же не рассчитан на такие условия. Но меня успокоил знакомый владелец Приуса, который этой темой не заморачивался уже 5 лет,  дескать не менял охлаждайку с Японии и все ок. Естественно это не нормальная эксплуатация автомобиля и повторять мой опыт совершенно не нужно. Но всем же я думаю интересно, что происходит — когда за гранью. А собственно ничего страшного не произошло. В контуре гибридной части даже в мороз -42 градуса антифриз был в жидкой фазе, но гуще обычного состояния (напомню, прибор показал критические -30)

А вот со вторым контуром проблемы начались,  когда морозы достигли -30. В расширительном бачке и в самом радиаторе антифриз был в жидкой фазе, но загущенным  без образования кристаллов льда. Циркуляция в отопителе салона начиналась только после длительного прогрева двигателя (15-20минут). То есть по простому – печку «прихватывало». Причем перегрева ДВС не было, циркуляция через основной радиатор была всегда.  Утром запас времени у меня всегда есть – включаю гибрид и ухожу домой греться (автозапуска по идейным соображениям в области охраны у меня нет). Прихожу – в салоне тепло.

Затем наступила весна, и проблемы охлаждающей жидкости отошли на дальнюю перспективу. Сейчас конец  лета, не решенная проблема с поднятием точки незамерзания приближается.

Но я уже нашел сервис с продажей концентрата SLLC по 310р за литр на разлив. Так что,  уже не все так плохо ;-) .

Читатели рекомендуют прочитать:

У нас 37 комментариев на запись “Система охлаждения. Охлаждающая жидкость Toyota Prius Hibrid”

Почему бы Вам не высказать своем мнение! Позвольте нам узнать, что Вы думаете...

  1. 1 On 13.11.2012, Oleg 46 Хабаровск said: Цитировать

    Добрый день! Подскажите, откуда подчеркнута уверенность в незаменимости ОЖ в инверторе?

    И как вы думаете, стоит в систему охлаждения инвертора включить помпу Boch? Она безколлекторная — читай практически вечная...

    [Ответить]

    Oleg 46 Хабаровск Reply:

    Включить последовательно со штатной?

    [Ответить]

  2. 2 On 14.11.2012, Oleg 46 Хабаровск said: Цитировать

    forum.camry-club.su/viewt...a5f732a5#p212559

    Вот тут человек пишет, что дилер как-бы меня поддерживает...

    Но это конечно применимо к обычной системе охлаждения. А вот с инвертором вы меня вогнали в непонятки... Уже боюсь ездить, каждый раз капот открываю — циркулирует?

    [Ответить]

    admin Reply:

    Здравствуйте, Олег. Я не понял вопроса. Если Вы хотите поставить дополнительную помпу Бош, то это лишнее. Если ставить помпу Бош вместо штатной, то это вполне реализуемо на практике. При выходе из строя штатной помпы и перегреве инвертора идет уменьшение нагрузки на электромотор, а так же высвечивается треугольник- предупреждение. Только при длительной эксплуатации с неработающей помпой в жаркую погоду возможен перегрев инвертора.

    [Ответить]

  3. 3 On 15.11.2012, Oleg 46 Хабаровск said: Цитировать

    Спасибо. Позавчера провел эксперемент. Смешал 50/50 слитую жидкость с инвертора SLLC с AGAz65, вскипятил эту смесь на плитке, выставил на балкон.

    По истечении 2х суток смесь взвесей и хлоптев не дала — чистая однородная, цвета перезрелого лимона. Доливку концентрата SLLC в Хабаровске не могу найти. Кажется, что залитая AGA 65 похуже циркулирует — может пока залить старую?

    [Ответить]

    admin Reply:

    SLLC на разлив продается в Тойота центре по 480р за литр

    [Ответить]

  4. 4 On 08.01.2014, Aizat komsomolsk said: Цитировать

    хотел бы узнать, продается ли SLLC на разлив в Комсомольске-на-Амуре?

    [Ответить]

    admin Reply:

    Не подскажу, не бываю в Вашем городе.

    [Ответить]

  5. 5 On 08.05.2014, sanek.komsa said: Цитировать

    Здравствуйте!

    Подскажите пожалуйста, где в Хабаровске могут поменять антифриз в контуре охлаждения инвертора и какой антифриз посоветуете кроме оригинального? В Комсомольске нет ни оригинального антифриза, ни сервиса который взялся бы за эту работу.

    [Ответить]

    admin Reply:

    У нас можно поменять у официалов в Тойота Центре, либо в Автосити, в других сервисах надо спрашивать.

    [Ответить]

  6. 6 On 26.06.2014, sodnom said: Цитировать

    можно ли помпу охлаждения инвертора от приуса 30 поставить на приус 20

    [Ответить]

    admin Reply:

    Каталожные номера разные, значит только с переделкой.

    [Ответить]

  7. 7 On 23.10.2014, Виктор said: Цитировать

    Добрый день! Подскажите пожалуйста, стоит ли менять ОЖ, если машина только с Японии, пробег 63тыс.км. Зимы у нас в Красноярске такие же, как вы и описали, бывает и до -40 доходит. ВОт хотелось бы посоветоваться, стоит ли менять заводской антифриз на такой же, но новый или же с этим спокойно жить дальше или же покупать концентрат и делать антифриз более концентрированным, дабы повысить его точку замерзания.

    [Ответить]

    admin Reply:

    Добрый день! Если пробег реальный, то ориентир тут точка замерзания. Проверьте антифриз-до минус скольки он будет жидким. Далее можете долить оригинальный и довести концентрацию до приемлемого уровня.

    [Ответить]

  8. 8 On 12.12.2014, Алексей said: Цитировать

    Немного не в тему вопрос, но очень интересно — Если нет в машине метки, как можно оставить машину греться? Оставив брелок в зажигании и закрыть двери ключом? Или есть иной способ?

    [Ответить]

    admin Reply:

    Оставить ключ в ключеприемнике и закрыть механически двери. Либо поставить автозапуск с обходчиком иммобилайзера.

    [Ответить]

  9. 9 On 18.12.2014, Дмитрий said: Цитировать

    У меня сегодня загорелся чек. Неделю холод до 30 градусов. Вот сижу в сети ищу информацию. Пробег 150 ООО 200 9 год японец 20 кузов. Может чек загореться из-за помпы? Спасибо

    [Ответить]

    admin Reply:

    Проверьте температуру замерзания антифриза и циркуляцию антифриза в контуре гибридной установки.

    [Ответить]

  10. 10 On 09.01.2015, мирослав said: Цитировать

    Что делать, зима — циркуляции инвентора нет — ошибки не горят.

    [Ответить]

    admin Reply:

    Смотреть работоспособность помпы охлаждения инвертора

    [Ответить]

  11. 11 On 20.02.2015, Олег said: Цитировать

    Подскажите пожалуйста в 10 приусе в конвекторе залита синея жидкость что смей делать и можно ли её смешивать

    [Ответить]

    admin Reply:

    по всей видимости залит Тосол. Смешивать я бы не стал.

    [Ответить]

  12. 12 On 06.03.2015, Олег said: Цитировать

    На 10 приусе под водительским сиденьем обнаружил блок навигацыонной системы.вопрос-отсаединить(система расхода не пострадает)или как саветуют машина была в такси за рубежом и проще мне её прошить (10000рублей)и кататься с навигатором,что реально сделать.зарание спасибо.п.с.вблоке иметься дисковод .

    [Ответить]

    admin Reply:

    к сожалению не подскажу, не было опыта с 10 кузовом

    [Ответить]

  13. 13 On 16.03.2015, Олег said: Цитировать

    На магнеторе баторея заряжена а на приборной доске черепаха горит . Заглушил и завел снова черепахи нет. Это как понимать?

    [Ответить]

    admin Reply:

    на 20 кузове черепах нет, не подскажу

    [Ответить]

  14. 14 On 01.04.2015, Олег said: Цитировать

    С переди поставил резину на 175 а с зади на 195, т.к. Зад рисковать. Повлияет это на компьютер? Зарание благодарен за савет.

    [Ответить]

    admin Reply:

    Могу предположить, что возникнет проблема в разнице радиуса колес передних и задних, а это повлияет на систему ABS и VSC. Машина будет считать, что передние колеса вращаются быстрее чем задние.

    [Ответить]

  15. 15 On 01.04.2015, Олег said: Цитировать

    Зад низкий

    [Ответить]

  16. 16 On 17.04.2015, Евгений said: Цитировать

    ошибка РОА37 что за ошибка? подскажите пожалуйста, Toyota Prius 20 кузов

    [Ответить]

  17. 17 On 12.09.2015, Серега said: Цитировать

    Месяц назад у меня на 20ке накрылась помпа охлаждения инвентора, так как возможности купить новую не было, а ехать до дома надо было более 500 км. — пришлось рискнуть. Оказалось, что на самом деле ничего страшного Нет В том чтобы ехать без охлаждения гибридной установки (кстати жара была за 30) Максимум что может произойти — так это компьютер отключит машину если инвентор сильно нагреется. Нужно постоять минут 15-20 И после этого запускать приуса и ехать дальше до следующей остановки. А если есть холодная вода под рукой(в моем случае это оказалась река бегущая вдоль дороги) То можно полить инвентор водой, тем самым он быстрее остынет и можно будет проехать большее расстояние до следующего отключения двигателя.Так что не стоит бояться перегрева и выхода из строя электроустановки. Компьтер просто напросто не даст его перегреть, проверено на собственной шкуре. Я конечно не говорю что езда без помпы есть хорошо, но это намного дешевле чем эвакуатор. По дороге моя машина отключалась раз десять, но все же я добрался до дама. По приезду я купил новую помпу, поменял, после этого съездил на компьютерную диагностику где никаких проблем с инвентором или еще с чем либо выявлено не было.

    [Ответить]

  18. 18 On 10.07.2016, Денис Пермь said: Цитировать

    Владельцы Приусов не все такие неграмотные скотоводы, слава богу...

    [Ответить]

  19. 19 On 10.07.2016, Денис said: Цитировать

    При включении кондиционера через 10 минут на 20 кузове выходит воскл. знак в треугольнике. Так было, когда перегрелся инвертор в том году. Но сейчас все вроде в норме, жидкость бурлит, радиаторы промыл все. Вот только нижняя часть переднего радиатора практически не греется. Думаю, завоздушивание системы. И еще-добавляю антифриз в бачок инвертора до самого верха, нажимаю на трубку, и лишний антифриз вытекает под машину непонятно откуда. Так и должно быть?

    [Ответить]

    admin Reply:

    Чтобы прокачать систему с инвертором необходимо спустить воздух через шестигранник клапана на патрубке в районе верхней планки крепления радиаторов.

    [Ответить]

  20. 20 On 05.11.2016, Boris said: Цитировать

    Добрый день. Сегодня купил приуса 30. Подскажите пожалуйста охлаждающая жидкость залита красного цвета, при включении питания жидкость охлаждения инвентора не кипит, посмотрели в 20 приусе кипит. Вопрос должна ли кипеть жидкость охлаждения, по словам предыдущего хозяина он поменял родную на новую рассчитанную -40

    [Ответить]

  21. 21 On 05.11.2016, Boris said: Цитировать

    ?

    [Ответить]

  22. 22 On 12.06.2017, Натан said: Цитировать

    Здравствуйте!Подскажите пожалуйста,может сталкивались с такой проблемой,У меня приус 10,сегодня завел машину,хотел поехать,а она на месте стоит дергается,ни в перед ни на зад не едет,потом подергалась немного поехала,по дороге домой два раза глохла и в гору не хотела ехать,ей даешь газу,а она сбрасывает скорость.Загорелся значок треугольника с восклицательным знаком.

    [Ответить]

Оставить комментарий

  • Вход
  • Корректный XHTML
  • Valid CSS
  • XFN