9 июня 2011

Зимняя эксплуатация Toyota Prius

posted in Эксплуатация и ремонт |

Существует  ошибочное мнение, что Toyota Prius для зимы не приспособлен и  эффективен только в странах с теплым  климатом, что тяговая батарея замерзает и быстро выходит из строя и прочие страшилки и слухи.

В этом году была первая наша с гибридом зима, живу я в г. Хабаровске на Дальнем Востоке России. Климат у нас резко континентальный муссонный. Летом жара за +35  с влажностью под  90%,такие же зимы со знаком минус только с ветром и повышенной влажностью. В этом году морозы доходили до -42 C, пару недель  температура держалась  за -30. Не густо по минусовым циферкам скажут многие, дескать — бывает и холоднее. Как сказать.  Мой родственник из Челябинска отслужил срочную у нас и с содроганием вспоминает эту прошедшую зиму. С его слов – не правильные морозы у нас тут и зима не правильная.

И так вернемся к гибриду. На машине автозапусков, предпусковых котлов, термосов и прочего шаманства нет. Свечи стоят родные с Японии – замену не делал. Перед зимой сменил только моторное и трансмиссионное масло. Антифриз остался заводской, о нем я напишу позже. Картонку перед радиатором не ставил.

Зимний запуск в морозы до -30 такой же легкий,  как и летом, разницы нет никакой.  Прогрев машины занимает 5-7 минут.

Когда морозы переваливают за -30 утренний старт на улице происходит с первого раза, но работа бензинового мотора после запуска сопровождается кратковременными стуками, я предполагаю из-за гидронатяжителя цепи, пока в системе поднимается давление масла.

При морозах -35 и ниже уже ощущается уменьшение скорости вращения бензинового мотора  в момент старта. Ну что же хотеть, когда масло с щупа неохотно стекает. Напомню, что масло я лью 5W30, и скажем для морозов за -30 рекомендуется  масло с меньшей вязкостью, но у нас такие морозы всего неделя-две.

В мороз, как на градуснике с фото, который был минимальным в этом году, а именно -42 С. Я пришел с утра на стоянку и после привычного сигнала опознавания штатного  Смарт ключа  двери не открылись – замерзла смазка в приводах центрального замка. Достал из метки ключик и в ручную еле провернул личинку водительской двери.  Открыл капот. Проверил масляный щуп, он есть :-) сам щуп есть, но масло на щупе — гуталин.  Если вдруг увидите зимой на щупе замерзшую воду с маслом – не пугайтесь, это конденсат.

Ключ на старт, вернее нажимаю кнопку старт.

Первая попытка – мотор вращается, но слышно, что скорость вращения значительно меньше, чем обычно, процентов на 20-30. Вспышек нет, цепь гремит. Прокрутка 5-7 секунд. Выключаю кнопкой. Жду пару минут испарение топлива в коллекторе. Заправляюсь всегда на Роснефти  92 бензином, на нем зимний запуск хуже,  чем на конкурирующей НК Альянс, но зато на Роснефти литры больше и цена ниже.

Вторая попытка – включил машину, секундная задержка – пошел запуск, 3-4 секунды вспышек нет. Кручу дальше, вернее смотрю как она крутит сама. Скорость вращения немного увеличилась, на 5-7 секунде пошли вспышки. По опыту прошлых машин прекращаю  запуск из-за риска залить свечи. Доступ к свечам на Prius подразумевает снятие пластика под щетками стеклоочистителя, снятие катушек на моторе  и залить их на морозе последнее дело.

Третья попытка  старта – выждал минуты три, нажал кнопку старт. Или запуститься или зальет свечи, думаю я, и наблюдаю за запуском  7-10 секунд, пока мотор не начинает нормально работать. Сначала с перебоями, затем все лучше и лучше,  пусковой электромотор не отключался до выхода на рабочий режим бензинового мотора.  Лампочка READY перестала мигать, пошла зарядка основной батареи.

Занавес!

По форумам я нашел описание еще более экстремального удачного старта в Ханты-Мансийске с температурой за бортом в -56, правда «всего лишь»  с 4 раза.

А теперь покажите мне хоть один пример аналогичного старта «с ключа» обычной бензиновой машины в таких же условиях.

Теперь немного теории:

Мотор Приуса может  не запуститься, но со стороны это будет выглядеть как запущенный двигатель. Дело в том, что  на Приусе нет стартера и запускающий электромотор в 18 кВт (для сравнения обычный стартер 1кВт) будет сначала раскручивать бензиновый мотор со скоростью 1000 об/минуту и только затем произведет запуск, причем в самом старте принимают участие только 2 цилиндра, а не  4 как на обычном моторе. Процесс запуска в нормальных условиях мгновенный —  занимает всего одну секунду! Это сделано специально для смягчения процесса запуска и уменьшения износа двигателя. Максимальная попытка старта длится 40 секунд. На протяжении всей попытки старта моргает лампочка READY (готовность к движению). После успешного старта лампочка READY горит постоянно.

Теперь Вы понимаете, что с  запускающим электромотором в 18 кВт, вопрос зимних запусков на Приусе лучше любого другого автомобиля. Я так думаю, что и на гуталине вместо масла, провернет и вывернет коленчатый вал на раз.

Пояснение к фотографиям:

Бортовой дисплей на Приусах для внутреннего рынка Японии не показывает температуру ниже -30 С, учтите данный факт на будущее.

Брелок с  температурой -39  показывает температуру двигателя рядом стоящей  Мазды. Не отрывать же с окна градусник для фотодоказательства.

Как видим, погрешность в измерениях температуры имеет место быть, хотя  по ТВ и на городских градусниках на зданиях в то утро было -42 С.

На первом фото видно, что после всех 3 попыток старта батарея просела до минимального значения в 2 деления, мотор запущен, идет зарядка батареи.

Для себя зимой я определил три основных правила эксплуатации:

1)      Оставлять на ночь машину только с заряженным основным аккумулятором.

2)      Начинать движение только после прогрева бензинового мотора

3)      Не нагружать непрогретую тяговую батарею в сильные морозы

По первому пункту – на стоянке перед выключением, выставляю климат-контроль на максимальное тепло для постоянной работы бензинового двигателя и смотрю на дисплей распределения энергий, как только батарея перестает принимать заряд – выключаю машину.

По второму пункту – в виду отсутствия каких либо индикаторов низкой температуры охлаждающей жидкости ориентируюсь следующим образом: включаю автоматический климат-контроль и жду когда начнется подача теплого воздуха в салон. В автоматическом режиме климат контроля  приоритет отдан прогреву бензинового двигателя. Когда появиться избыточное тепло – начнется подача воздуха в салон.

По третьему пункту — тяговая батарея находится за задним сидением практически в багажнике и прогревается значительно позже самого салона, хотя к ней подходит воздуховод для вентиляции/отопления из салона с воздухозаборником  в верхней спинке заднего сидения. Поэтому не следует в сильные морозы после ночной стоянки сразу нагружать тяговую батарею интенсивным разгоном и  принудительным включением режима электромобиля. Это относиться больше к условиям эксплуатации за -35 С. Но я придерживаюсь этого правила всю зиму.

Про расход топлива зимой можете прочитать  здесь.

Читатели рекомендуют прочитать:

У нас 21 комментарий на запись “Зимняя эксплуатация Toyota Prius”

Почему бы Вам не высказать своем мнение! Позвольте нам узнать, что Вы думаете...

  1. 1 On 08.10.2011, rafael said: Цитировать

    сэнкс за инфу :x ...

  2. 2 On 10.10.2011, maurice said: Цитировать

    сэнкс за инфу :) ...

  3. 3 On 10.04.2012, rusmax said: Цитировать

    Спасибо!

    [Ответить]

  4. 4 On 03.05.2012, Антон said: Цитировать

    Отличные статьи!!!

    как с тобой можно связаться? купил приус20 2007г и появилось несколько вопросов.

    debrikad@mail.ru

    [Ответить]

    admin Reply:

    Спасибо). Написал по электронке.

    [Ответить]

  5. 5 On 16.01.2014, Айзат said: Цитировать

    Если батарея села полностью, можно ли прикурить машину от аккумуляторной батареи чтобы завести двигатель?

    [Ответить]

    admin Reply:

    Батарей две. Одна обычная 12 Вольт и тяговая высоковольтная. Та что 12 вольт прикуривается без проблем, та что высоковольтная не прикуривается. заряд возможен поэлиментно с разбором батареи.

    [Ответить]

  6. 6 On 15.02.2014, Аноним said: Цитировать

    у меня не заводиться он раньше на ходу отключилься климу убирал на 20 секунд и ехал обратно

    [Ответить]

  7. 7 On 31.12.2014, ПарТ said: Цитировать

    Чтобы зарядить батарею, надо нажать тормоз выставить D не отпуская тормоз нажать газ до упора. После того, как зарядится (заглохнет двигатель), отпустить газ выключить авто. С печкой, муторно как то)

    [Ответить]

  8. 8 On 22.02.2015, Федор said: Цитировать

    хочу внести поправку на счет замены свечей. снимать пластик над двигателем, а точнее где стоят щетки стеклоочистителя необязательно. максимум для удобства и еще воздуоочиститель, чтоб пространство для рук и поворота ключа было. у себя после 100 тыс менял свечи также на иридиевые, старые родные японские были в достаточно приличном состоянии, оставил их на вс случай. ключ использовал динамометрический из набора (трещетку) а доставал обычным свечным ключом, как раз по причине того что пластик мешает.

    [Ответить]

  9. 9 On 23.02.2015, Федор said: Цитировать

    производитель рекомендует масло 0w20 всесезонно. лью родное масло и не жалуюсь, двигатель чистенький.

    [Ответить]

  10. 10 On 25.02.2015, Я said: Цитировать

    На морозе режим EV не включается. Машина не дает разряжатся силовому акку. 4 года с 2010 по 2014 20-ка стояла на улице Хабаровска. Ни одной проблемы с запуском. Такие страсти прочитал только тут. В 2011 с 30 декабря по 2 января 2012 стояла не заводясь. В ночь со 2 на 3 не выдержал, пошел прверить. Запуск прошел как при обычной заводке, без всяких проблем. Теперь пересел на 30-ку. Другой машины уже под собой не представляю. Про гараж не мечтаю.

    [Ответить]

  11. 11 On 28.01.2016, nuri said: Цитировать

    батарея сядет если она простояла 2 месяца зимой ?

    [Ответить]

    admin Reply:

    Маленькая батарея вполне может сесть за 2 месяца. Высоковольтная за 2 месяца не должна просесть.

    [Ответить]

  12. 12 On 11.10.2016, Владислав said: Цитировать

    Привет!

    Думаю о покупке Приоса, но т.к. езжу не часто, то появился вопрос, если ездить в неделю 1-2 раза по 1 часу, не будет ли проблем с высоковольтной батареей? Маленькая батарея — это обычный аккумулятор? Если села высоковольтная — только на бензине не завестись?

    Спасибо!

    [Ответить]

  13. 13 On 01.11.2016, admin said: Цитировать

    Бензиновый ДВС запускается от ВВБ. При Вашем режиме движения проблем не должно быть.

    [Ответить]

  14. 14 On 24.12.2016, Виктор said: Цитировать

    Как ведет себя приус 20 зимой в гололед (при выездах со двора, в гору и тд)? Читал, что может тормознуть в не подходящий момент и не трогаться, а это смерти подобно, если на перекрестке и в др случаях.

    [Ответить]

  15. 15 On 22.01.2017, Приус 30' Таня said: Цитировать

    Здравствуйте, у меня вот такая проблема. Появиоась этой зимой. Машина может не завестить, при запуске начинает мигать иабло, загорается и гаснет, загорается и гаснет, появляется значек двигателя. И машина издает какие то шумы, как электро прибор. Машина стоит на улице, езжу 2-3раза в неделю. Не на долгие расстояния. Как мне быть. Прикуривали, сразу заводиться.

    [Ответить]

  16. 16 On 22.01.2017, Приус 30' Таня said: Цитировать

    У меня маленькие дети, и бывает машина нужна срочно. Не пойму в чем дело?замерзает аккумулятор?

    [Ответить]

    Владимир Reply:

    Зарядить, а лучше заменить маленький аккумулятор (находится в багажнике).

    [Ответить]

    Приус 30' Таня Reply:

    Спасибо, зарядили аккумулятор и проблема исчезла.

    [Ответить]

Оставить комментарий

  • Вход
  • Корректный XHTML
  • Valid CSS
  • XFN